О ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕНИКЕЙСКОГО ПЕРИОДА

Прекращение гонений и объявление христианства государственной религией сопровождалось весьма важными последствиями для жизни христианской Церкви. В области древне церковной литературы этот период свободного развития богословского творчества характеризуется обилием и богатством литературных произведений и развитием национальной и переводной письменности в западных и восточных церквях.
Этот период называется золотым веком патристической литературы. Памятники церковной письменности посленикейского периода могут быть подразделены на два отдела: литература тринитарных споров и литература христологических и иконоборческих споров.
Обратимся к ознакомлению с патриотическими творениями эпохи решения тринитарной проблемы. Эта проблема возникла в Церкви в связи с появлением ересей монархиан или антитринитариев и арианства. Монархиане находили неприемлемым для разума учение о Едином Боге в трех Лицах. Они утверждали единство Божие, а Божественные лица они признавали или различными силами, под которыми Божество проявляется в мире, или различными формами откровения Божества.
Первые назывались динамистами, вторые – модалистами. Представителем динамистов был антиохийский епископ Павел Самосатский, выразителем учения модалистов – Савелий, пресвитер Пталемаидский. Модалисты страдания Сына Божия приписывали Богу Отцу, поэтому они также назывались патрипассианами.
Но наибольшую смуту в церковную жизнь внесло арианство, которое, продолжая развитие монархических мыслей, сделало из них логические выводы в отношении второго Лица Святой Троицы – Сына Божия. Настоящим основателем арианской ереси является антиохийский пресвитер Лукиан, которого называют Арием прежде Ария. В качестве учителя Антиохийской школы, следуя не реалистическому уклону он, хотя и признавал превечное рождение Сына Божия, но объяснял Его высшим творением Божиим, созданным из ничего. В школе Лукиана группировались будущие вожди арианства: Евсевий Никомидийский, Марий Халкидонский, Феогност Пикейский. Многие историки называют также в их числе и Ария.
Будучи по направлению антиохийцем, Арий поприщем своей деятельности избрал Александрию, где он был посвящен в сан пресвитера. Здесь он вступил в спор с епископом Александром и стал проповедовать о Сыне Божием, что он не рожден от вечности из сущности Бога Отца, а сотворен во времени. Хотя Он и является высшим творением Божиим, через которого создан мир, но не равен и не совечен Отцу и если называется Сыном, то не по существу, а по усыновлению.
Выступление Ария взволновало всю церковь. Наиболее достойного противника и обличителя Арий встретил в лице Св. Афанасия.

#ПАТРОЛОГИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *