О господстве фанариотов в Болгарии

Итогом политики эллинизации со стороны фанариотов стала известная болгарская схизма 1872 года. Уже в пятидесятые годы XIX столетия возле болгарской церкви в честь св. архидиакона Стефана в Константинополе проходили демонстрации. Основные жалобы болгар сводились к следующему: болгары не столько терпят от турок, сколько от своих пастырей-фанариотов. Главной же целью болгарского народа сделалась борьба с фанариотским духовенством, сопровождавшаяся иногда драками, варварством и даже убийствами. Патриархия («и вообще греки») при решении болгарского вопроса руководствовалась очень часто не церковными соображениями, а материальными расчетами или узконациональной мотивацией. Похоже, что только одна мера могла бы потушить пожар в период наибольшего развития греко-болгарской распри (1860–1872) – признание полной независимости Болгарской Церкви с самостоятельным митрополитом во главе, находящимся только в номинальной зависимости от Патриарха и принимающим от него только святое миро. Эту меру не раз предлагал Московский митрополит Филарет (Дроздов). К сожалению, она своевременно не была принята. С другой стороны, ожесточение болгар слишком усилилось.

Турецкое правительство, видя твердую целеустремленность болгар и растущее волнение, 28 февраля 1870 года обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата. Русская общественность восторженно восприняла факт провозглашения экзархата; на чествованиях по случаю 1000-летия Болгарской Церкви философ и публицист Иван Аксаков пожелал ей скорейшего признания со стороны других Церквей; с таким же пожеланием выступил ректор Московской духовной академии протоиерей Александр Горский.

Греческая общественность приняла турецкий фирман в штыки. Фанариотское честолюбие не позволило признать факт существования независимой Болгарской Церкви. На Константинопольском сентябрьском Соборе 1872 года болгар обвинили в новой ереси этнофилетизма (основанной на народно-племенных отличиях). Собор констатировал:

1) Мы отвергаем и осуждаем филетизм, то есть племенные различия, народные распри, соперничества и раздоры в Христовой Церкви, как нечто противное евангельскому учению и канонам блаженных отцов наших, которые составляют собою опору Церкви и, украшая ее общество, ведут к божественному благочестию.

2) Приемлющих филетизм и дерзающих основывать на нем племенные сборища мы провозглашаем – согласно священным канонам – чуждыми Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви или, что то же, схизматиками.

Константинопольский Собор 1872 года квалифицировал болгарскую автокефалию как схизму. В свою очередь, русское правительство держало сторону болгар, и после церковного поражения последних было вынуждено идти более сдержанным курсом по отношению к Греции. Более сдержанного курса держалась и Русская Церковь, желавшая оставаться в единении с Болгарской Церковью, но не входившая в результате провозглашения схизмы с ней в официальные отношения.

После объявления болгарской схизмы в самом Константинополе стали происходить странные брожения. Греки придавали большое значение разным слухам, верили провокационным лживым новостям из России и в итоге стали в неприязненные отношения также к России. Греческие газеты каждый день были переполнены толками о панславизме и ругательствами против России. Некоторые греки в то же время стали шпионами турок. Они открывали туркам все, что происходило в России, в ее комитетах по поддержке балканских славян. В Константинополе после объявления схизмы провозглашали: «Да здравствует султан, покровитель православия против панславизма! Да здравствует Синод!» В Афинах объявление схизмы было встречено торжественным богослужением и присылкой Патриарху Анфиму ордена Спасителя. Соборный акт отлучения болгар от Церкви был с торжеством прочитан во всех константинопольских церквах, затем обнародован во всех пределах Патриархата и разослан ко всем автокефальным Церквам.

Также следует обратить внимание на то, какое влияние на Патриарха имели некоторые греческие политические деятели. Из Афин поступали на Фанар значительные денежные средства. В начале 1872 года святейшему Анфиму была выслана тысяча турецких лир, переданная через Греческую миссию в Константинополе. В период проведения сентябрьского Поместного Собора 1872 года первый министр греческого правительства Делигеоргис прислал Патриарху Анфиму три тысячи фунтов стерлингов, которые были обещаны ему в то время, когда он еще колебался провозгласить отделение болгар от Константинопольской Церкви. При передаче этих трех тысяч фунтов Патриарху были обещаны и дальнейшие субсидии под тем условием, что его святейшество будет продолжать являться послушным орудием в греко-болгарских и греко-русских делах.

Несмотря на все многочисленные попытки, предпринимавшиеся русской дипломатией, преодолеть схизму между греками и болгарами в XIX веке так и не удалось. Большинство греко-болгарских противоборств заканчивались отпадением болгар от Константинопольской Патриархии. По замечанию русского консула в Битоле (город на территории современной Республики Македония. – «НГР») Николая Скрябина, виновниками этих отпадений являлись «не те, что ищут согласия и мира, а те грубые и невежественные, что возбуждают борьбу, оскорбляя в людях человеческое достоинство». Окончательно схизма была снята после потери ее политического значения при посредничестве Московского Патриарха Алексия I лишь в феврале 1945 года.

#История_поместных_православных_церквей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *